Орнамент

Готический период Средневековья орнаментально более богат и символичен. В период готики был создан, точнее, сконструирован при помощи циркуля и без влияния какой бы то ни было органической формы тип ажурного орнамента, получивший название масверк. Формы этого орнамента очень разнообразны: розы, «рыбий пузырь», трилистники, четырехлистники, шестилис-тники и др. Особой популярностью в Средневековье пользовался мотив орнамента льняные складки, по всей вероятности, он ассоциировался со складками одежд Богоматери.

Большое место в декоре готики уделялось орнаменту из растительных форм, особенно колючих растений, взятых непосредственно из природы и точно воспроизведенных в узорах, — листья и лоза винограда, плюща, листья дуба, клена, полыни, папоротника, чертополоха, остролиста, цветы и листья шиповника, лютика, ветви терновника и т. д. Часто встречаются орнаментальные композиции, состоящие из переплетения виноградной лозы (символ Христа) с ветвями терновника (символ страстей). Особой популярностью пользовались крестоцветы и краббы (ползущие растения — орнамент кажется выползающим на край вимперга, фиала и т. д.). Средневековая орнаментика всегда строго подчинена и согласована с предметами и архитектурой, но и сами конструктивные формы в готический период превращались в удивительные по декоративной изощренности «узоры» посредством нервюр сводов, замковых и консольных камней, гаргуйлей (водостоки) и др. Поздний период французской готики получил название «пламенеющая», по формам сложного ажурного орнамента, выглядевшим как языки пламени.

 

 

 

 

 

 

 

 


http://www.bibliotekar.ru/ornamenty/74.htm

Искусство Средневековья

http://iskunstvo.narod.ru/texts/westeuropa.htm

 Многое о Средних веках

http://www.5rt.ru/mir-srednevekovia/obshai-infa/107-gotika.html

 Особняк Клюни в Париже

http://uadream.com/tourism/europe/France/element.php?ID=37139#postform

Интернациональная готика

http://art.1september.ru/2005/08/no08_1.htm

Собор Парижской Богоматери

В. М. Гюго
Собор Парижской Богоматери


В закоулках одной из башен великого собора чья-то давно истлевшая рука начертала по-гречески слово «рок». Затем исчезло и само слово. Но из него родилась книга о цыганке, горбуне и священнике.

 

Это история о роковой судьбе двух  созданий, волей судьбы воспитывавшихся вне стен родительского дома: красавицы Эсмеральды и уродца Квазимоды.

Эсмеральду в детстве украли цыгане, научили петь и танцевать, чтобы зарабатывать, таким образом, на жизнь. Все, что осталось у нее от прошлого- вышитый башмачок, который она сохранила как амулет, в надежде найти своих родителей.

Священник Клод Фролло нашел на паперти собора маленького уродца и подобрал сироту, назвав его Квазимодой. В свое время он сам потерял родителей во время страшной чумы и Клод остался с грудным Жеаном на руках, которого  полюбил  страстной, преданной любовью. Возможно, мысль о брате  заставила его выкормить подкидыша. Он научил его писать и читать, приставил к колоколам, поэтому Квазимодо, ненавидевший всех людей, был по-собачьи предан архидьякону.   

Однажды Квазимодо увидел  на площади танцующую Эсмеральду: невыразимо прелестную девушку — не то фею, не то ангела, оказавшуюся, впрочем, цыганкой.   Все зрители, совершенно зачарованы плясуньей, однако в толпе выделяется мрачное лицо ещё не старого, но уже облысевшего мужчины,священника Клода Фролло, который злобно обвиняет девушку в колдовстве — ведь её белая козочка шесть раз бьет копытцем по бубну в ответ на вопрос, какое сегодня число. Когда же Эсмеральда начинает петь, слышится полный исступленной ненависти женский голос — затворница Роландовой башни проклинает цыганское отродье. 

Однажды вечером на Эсмеральду было совершено нападение, но ее спас ослепительный офицер — начальник королевских стрелков. Одного из похитителей хватают — это Квазимодо. Цыганка не сводит восторженных глаз со своего спасителя — капитана Феба де Шатопера.

На следующий день похититель Эсмеральды предстает перед судом. В 1482 г. омерзительному горбуну было двадцать лет, а его благодетелю Клоду Фролло — тридцать шесть.   Быть может, больше он любил только Собор — свой дом, свою родину, свою вселенную. Вот почему Квазимодо беспрекословно выполнил приказ своего спасителя — и теперь ему предстояло держать за это ответ: плети и позорный столб. Несчастного начинают пороть под улюлюканье толпы. На этом муки не кончаются: после бичевания добрые горожане забрасывают его камнями и насмешками. Он хрипло просит пить, но ему отвечают взрывами хохота. Внезапно на площади появляется Эсмеральда. Увидев виновницу своих несчастий, Квазимодо готов испепелить её взглядом, а она бесстрашно поднимается по лестнице и подносит к его губам флягу с водой. Тогда по безобразной физиономии скатывается слеза — переменчивая толпа рукоплещет «величественному зрелищу красоты, юности и невинности, пришедшим на помощь воплощению уродства и злобы». Только затворница Роландовой башни, едва заметив Эсмеральду, разражается проклятиями.

Через несколько недель, в начале марта, капитан Феб де Шатопер любезничает со своей невестой Флер-де-Лис и её подружками. Забавы ради девушки решают пригласить в дом хорошенькую цыганочку, которая пляшет на Соборной площади. Они быстро раскаиваются в своем намерении, ибо Эсмеральда затмевает их всех изяществом и красотой. Сама же она неотрывно глядит на капитана, напыжившегося от самодовольства. Когда козочка складывает из букв слово «Феб» — видимо, хорошо ей знакомое, Флер-де-Лис падает в обморок, и Эсмеральду немедленно изгоняют. Она же притягивает взоры: из одного окна собора на нее с восхищением смотрит Квазимодо, из другого — угрюмо созерцает Клод Фролло.  Клоду стало известно, что девушка  хранит целомудрие, потому что хочет найти родителей посредством амулета — а тот якобы помогает лишь девственницам. Её все любят за веселый нрав и доброту. Сама она считает, что во всем городе у нее только два врага — затворница Роландовой башни, которая почему-то ненавидит цыган, и какой-то священник, постоянно её преследующий. При помощи бубна Эсмеральда обучает свою козочку фокусам, и в них нет никакого колдовства — понадобилось всего два месяца, чтобы научить её складывать слово «Феб».

Однажды архидьякон   услышал, как его брат Жеан дружески окликает  капитана королевских стрелков по этому имени. Он следует за молодыми повесами в кабак. Феб напивается чуть меньше школяра, поскольку у него назначено свидание с Эсмеральдой. Девушка влюблена настолько, что готова пожертвовать даже амулетом — раз у нее есть Феб, зачем ей отец и мать? Но как только на свидании капитан начинает целовать цыганку,  над ним оказался занесен кинжал. Перед Эсмеральдой возникает лицо ненавистного священника: она теряет сознание , а, очнувшись, слышит со всех сторон, что колдунья заколола капитана.

Через месяц  у Дворца правосудия собралась толпа, которая судачила о том, что  судят дьяволицу, которая убила военного. Цыганка упорно все отрицала, невзирая на улики — бесовскую козу и демона в сутане священника, которого видели многие свидетели. Но пытки испанским сапогом она не выдержала — призналась в колдовстве, проституции и убийстве Феба де Шатопера. По совокупности этих преступлений её приговаривают к покаянию у портала Собора Парижской Богоматери, а затем к повешению. Той же казни должна быть подвергнута и коза. Клод Фролло приходит в каземат, где Эсмеральда с нетерпением ждет смерти. Он на коленях умоляет её бежать с ним: она перевернула его жизнь, до встречи с ней он был счастлив — невинный и чистый, жил одной лишь наукой и пал, узрев дивную красоту, не созданную для глаз человека. Эсмеральда отвергает и любовь ненавистного священника, и предложенное им спасение. В ответ он злобно кричит, что Феб умер. Однако Феб выжил, и в сердце его вновь поселилась светлокудрая Флер-де-Лис. В день казни влюбленные нежно воркуют, с любопытством поглядывая в окно — ревнивая невеста первой узнает Эсмеральду. Цыганка же, увидев прекрасного Феба, падает без чувств: в этот момент её подхватывает на руки Квазимодо и мчится в Собор с криком «убежище». Толпа приветствует горбуна восторженными воплями — этот рев доносится до Гревской площади и Роландовой башни, где затворница не сводит с виселицы глаз. Жертва ускользнула, укрывшись в церкви.

Эсмеральда живет в Соборе, но не может привыкнуть к ужасному горбуну. Не желая раздражать её своим уродством, глухой дает ей свисток — этот звук он способен расслышать.Когда  же на цыганку набрасывается архидьякон, Квазимодо в темноте едва не убивает его — только луч месяца спасает Клода, который начинает ревновать Эсмеральду к уродливому звонарю. По его наущению,  нищие и воры штурмуют Собор, желая спасти цыганку. Квазимодо отчаянно обороняет свое сокровище — от его руки гибнет юный Жеан Фролло. Между тем   тайком выводят Эсмеральду из Собора и невольно передают в руки Клода — тот увлекает её на Гревскую площадь, где в последний раз предлагает свою любовь. Спасения нет: сам король, узнав о бунте, распорядился найти и повесить колдунью. Цыганка в ужасе отшатывается от Клода, и тогда он тащит её к Роландовой башне — затворница, высунув руку из-за решетки, крепко хватает несчастную девушку, а священник бежит за стражей. Эсмеральда умоляет отпустить её, но Пакетта Шантфлери только злобно смеется в ответ — цыгане украли у нее дочь, пусть теперь умрет и их отродье. Она показывает девушке вышитый башмачок своей дочурки — в ладанке у Эсмеральды точно такой же. Эсмеральда нашла свою мать.  От радости слишком поздно мать и дочь вспоминают об опасности: Пакетта пытается спрятать Эсмеральду в своей келье, но тщетно — девушку тащат на виселицу, В последнем отчаянном порыве мать впивается зубами в руку палача — её отшвыривают, и она падает замертво. С высоты Собора архидьякон смотрит на Гревскую площадь. Квазимодо, уже заподозривший Клода в похищении Эсмеральды, крадется за ним и узнает цыганку, на шею которой уже надевают петлю. Когда палач прыгает девушке на плечи, и тело казненной начинает биться в страшных судорогах, лицо священника искажается от смеха — Квазимодо его не слышит, но зато видит сатанинский оскал, в котором нет уже ничего человеческого. И он сталкивает Клода в бездну. Эсмеральда на виселице, и архидьякон, распростершийся у подножия башни, — это все, что любил бедный горбун.

Программа элективного курса "Витраж"

Ващук Инесса Владимировна, учитель ИЗО и МХК

Статья отнесена к разделу: Преподавание МХК и ИЗО


Пояснительная записка

Данный курс ориентирован на учащихся непрофильных 9-х классов                                

Витраж - произведение декоративного искусства, выполненное из стекла или другого, пропускающего свет материала. В современном мире стандартов и техники все большую ценность приобретают творческие качества личности, умение выполнить художественную работу своими руками.

Цель курса - познакомить учащихся с искусством витража, привить им интерес к самостоятельной творческой деятельности, помочь учащимся освоить приемы и навыки работы, необходимые для изготовления различных имитаций витражной техники.

Основными задачами курса является: знакомство с историей витража, с технологией его изготовления, с возможностями использования витража в современном интерьере.

В ходе изучения курса учащиеся познакомятся с основами витражной композиции, с понятием стилизации; более подробно рассмотрят элементы архитектуры и декоративно - прикладного искусства различных исторических эпох.

Занятия данного элективного курса помогут развитию пространственного мышления учащихся, формированию их творческой, познавательной и художественно - конструкторской активности.

Содержание курса интегрировано с различными учебными предметами: история, мировая художественная культура, изобразительное искусство, технология, химия.

Элективный курс рассчитан на 17 учебных часов. Большая часть времени отводится на выполнение практических заданий: графических зарисовок, эскизов, проектов.             

В качестве итоговой работы возможно коллективное оформление интерьера школьного кабинета, рекреации и т.п.

Все задания требуют творческого подхода, самостоятельности, аккуратности выполнения.

Желательно также провести экскурсию в витражную мастерскую, на предприятия по изготовлению стекла, посетить выставку декоративно - прикладного искусства.

Знания, полученные на занятиях, в дальнейшем могут быть использованы в дизайнерской работе, помогут в профессиональном определении учащихся.

Учебно-тематический план

Наименование разделов Название темы Кол-во часов
1 Искусство Витража. 2 ч. 1 .История витража

2. Технология изготовления витража Имитации витражной техники. Материалы и инструменты

2 Витраж Средневековья. 5ч. 3. Архитектура Средних веков.

4. Особенности витражной композиции

5. Ситилизация

6, 7. Творческая работа. Коллективное панно «Готика»

3 Витраж эпох и модерн 5 ч. 8. Витраж в творчестве художников модерна

9. Художественное стекло модерна. Использование техники витража в оформлении предметов быта.

10,11,12. Творческая работа (проект изделия в стиле модерн),

4 Витраж в современном интерьере. 5 ч 13. Витраж в оформлении жилых и общественных зданий

14,15,16. Творческая работа (эскиз оформления интерьера)

17. Итоговая выставка - отчет.

3 ч

Всего: 17 ч

Программное содержание

Раздел I. Искусство витража

Тема 1. История витража

"Витраж" (фр.vitrage- остекление, от латинского vitrum- стекло).

Искусство витража было известно еще мастерам Древнего Египта и Рима. В ранних христианских базиликах У-У1 в. окна заполнялись прозрачными, тончайшими пластинами из алебастра или селенита, которые составлялись в красивые орнаменты.

Расцвет витража приходится на средние века. В X - XII веках в романских храмах Франции и Германии появились сюжетные витражи. Витражи эпохи Возрождения – картины с реалистической передачей объема. В эпоху модерна витраж переживает свое второе рождение - он становится модным украшением самых разных зданий.

Беседа с просмотром видеоматериалов, таблиц, наглядных пособий. Организация поисковой работы по сбору материала.

Тема 2. Технология изготовления витража

Технология изготовления витража была изобретена во времена Средневековья и не изменилась по настоящее время: цветное стекло в расплавленном виде окрашивалось в разные цвета. Затем разрезалось на куски. После подбора по рисунку кусочки стекла скреплялись свинцовыми перемычками.

В настоящее время существуют различные техники, имитирующие трудоемкий процесс изготовления витража: это и плёночное покрытие и витражные лаки и краски, позволяющие заменить набор из отдельных кусочков стекла росписью. В школьных условиях возможно заменить технику витража аппликацией из цветной бумаги или из других прозрачных материалов.                                                                                                                                           

Задание: Знакомство с доступными для учащихся витражными красками; показ приёмов работы; просмотр ранее выполненных работ; зарисовка понравившихся образцов в альбом. Материалы: альбом, простой и цветные карандаши, фломастеры.

Раздел II. Витраж Средневековья

Тема 3. Архитектура средних веков

Особенности романской и готической архитектуры.

Витраж не только украшение собора, но и «световая» и «цветовая» часть храмового действа. Стрельчатая, вытянутая форма окон; сдвоенное окно - бифория, окно «роза». Витраж - сюжетная картина, орнамент, портрет.

Задание: зарисовка элементов готической архитектуры Материалы: альбом, карандаши, фломастеры.

Тема 4. Особенности витражной композиции

Сама технология изготовления витража диктует определенный подход к композиционному решению: каждый кусочек стекла окаймляется свинцовой пластиной, что в целом создаёт графическую четкость рисунка, где каждый фрагмент выделен «черным» контуром. Рисунок предельно упрощен. Стекло окрашивается в яркие, чистые цвета: красный, жёлтый, зелёный, светло-синий.

Задание: выполнение эскиза витража-орнамента из геометрических форм в технике аппликаций.

Материалы: черная бумага – (для фона) ,цветная бумага, ножницы, клей, карандаш.

Тема 5. Стилизация.       

Стилизация-переработка природной формы в декоративную через её упрощение, выделение характерных черт, признаков.

Особенности витражной техники требуют использования стилизованных изображений растений, животных, человека.

Задание: упражнение на стилизацию природных форм (листья, цветы, птицы, рыба и т. п.- по выбору). Выполнение эскиза витража из стилизованных форм на кальке.

Материалы: альбом, фломастеры, карандаши, калька, картон, ножницы, клей. 

Творческая работа. Тема 6,7. Коллективное панно «Готика»

Итоговые уроки по теме «Витраж Средневековья» можно посвятить созданию коллективного панно. Учитель выполняет здесь роль режиссёра, организатора работы. Вместе с учащимися обсуждается эскиз будущего панно, его общая форма; распределяются участки работы. Обговаривается техника выполнения (панно может быть собрано из рисунков гуашью, аппликаций других материалов). Для целостности и монументальности композиции продумывается симметричность рисунка, ритмическое разнообразие и распределение цветовых пятен, размер и форма элементов.

Работа выполняется индивидуально — коллективно.

Раздел III. Витраж эпохи модерн

Тема 8. Витраж в творчестве художников модерна

Художники модерна особенно ценили витражи за их способность пропускать свет. Искусство витража как нельзя лучше соответствовало представлениям художников модерна о красоте: изысканность, графическое изящество и чёткость, «таинственность» и чистота цвета.

Природные линии - источник вдохновения художников модерна. Излюбленные мотивы - волна, стебель цветка, локон волос.

Витраж в творчестве А.Мухи, У. Мориса, Э. Грассе.

Задание: Зарисовка элементов декоративного оформления в стиле модерн. Выполнение подготовительного рисунка.

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры.

Тема 9. Художественное стекло модерна

Мастера стекла - Луис Тиффани, Эмиль Галле.

Использование витражной техники в оформлении предметов быта.

Задание: Выполнение упражнения на стекле: «Мотивы модерна».

Материалы: Витражные краски, контур по стеклу.

Тема 10,11,12. Творческая работа

Задание: разработка проекта изделия в стиле модерн.

Работа индивидуальная или групповая.

Возможные варианты изделий: ваза роспись баночки из - под кофе и т.п.); светильник; панно; рамка для фотографий и т. д

Материалы: витражные краски, контур по стеклу.

Раздел IV. Витраж в современном интерьере

Тема 13. Витраж в оформлении интерьеров жилых и общественных помещений

Особенности оформления интерьеров общественных зданий (школа, детский сад, кафе, и т. д) и интерьера жилого помещения (кухня, комната, и т.д.)

Выбор тематики композиции для витража в зависимости от назначения помещения. Роль цвета в оформлении интерьеров различного назначения.

Желательно совместить данное занятие с посещением выставки, просмотром реальных интерьеров, украшенных витражами.

Тема 14,15,16. Творческая работа

На последних занятиях учащиеся могут применить полученные знания на практике, украсив витражом кабинет или рекреацию школы.

Вначале продумывается эскиз будущего витража, выполняется картон в натуральную величину. Далее работа ведётся масляными красками и лаком. Работа выполняется коллективно под руководством учителя.        

Если выполнить работу в реальном интерьере не представляется возможным – задание можно заменить на индивидуальный эскиз витража на стекле в виде панно.

Материалы: масляные краски, лак, витражные краски по выбору.

Тема 17. Итоговая выставка – отчет

Приложение

Литература 

  1. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. Артия. Прага. 1980 г.
  2. История искусства для детей. Модерн. М. Росмэн 2002.
  3. Каменева Е. Какого цвета радуга. М. Детская литература. 1984.
  4. Сокольникова Н. М. Краткий словарь художественных терминов. Обнинск. Титул. 1996.

http://festival.1september.ru/articles/557262/

Костюм Готического стиля (XIII-XIV вв)

Расцвет городской культуры. Роль религии. Готический стиль в
искусстве и его характерные черты. Основные принципы конструкции
готической архитектуры. Роль готической скульптуры в архитектурном
ансамбле.
Эстетический идеал красоты. Появление кроя. Новый принцип
получения форм одежды-развитие конструирования и моделирования.
Характерные предметы мужского костюма: штаны – чулки (шоссы),
прилегающая по форме куртка (дублет, катарди), свободная и широкая
верхняя одежда (упелянд, манто), головные уборы, дополнения, обувь.
Особенности женского костюма: сложная криволинейность силуэта,
искажение пропорций фигуры женщины, сложность кроя одежды, способы
создания требуемой формы. Конструктивные и декоративные приемы
построения женского костюма для создания эстетического идеала. Роль
головных уборов, обуви, украшений, дополнений в женском костюме
готического стиля. Богатство цветового решения и разнообразие тканей.

http://www.igta.ru/html/raznoe/metodichki/proekt/S280900/fils/280902/RP_280902_ist_kost_i_mody.pdf

 Мой любимый блог :

http://desti2010com.blogspot.com/

http://desti2010blogspotcom.blogspot.com/  Посетите   DeStI !
 

Конструктор сайтов - uCoz