ОрнаментРанние формы орнамента — геометрические. Появление растительного орнамента исследователи относят к искусству Древнего Египта, но необходимо отметить, что самые древнейшие растительные элементы орнаментики были геометризированны. В дальнейшем абстрактный геометрический узор соединили с условно-реалистическим растительным и анималистическим орнаментом. На протяжении нескольких тысячелетий мотивы декора сохранялись и повторялись, традиционно соблюдая особенности сложившихся изобразительных канонов египетского искусства. В орнаменте Египта отразился трансформированный окружающий мир, наделенный определенными религиозными представлениями и символическими значениями. В декоре часто использовался цветок лотоса или лепестки лотоса — атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, целомудрия, душевного и физического здоровья, а в заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами. В орнаменте использовали изображение алоэ — это засухоустойчивое растение символизировало жизнь в потустороннем мире. В древнеегипетский орнамент входили стилизованные водные растения: папирус, тростник, лилия. Из деревьев особо почитались финиковая и кокосовая пальмы, сикомора, акация, тамариск, терновник, персея (дерево Осириса), тутовое дерево — они воплощали жизнеутверждающее начало, идею о вечно плодоносящем Древе жизни. В декор включались венки из листьев, виноградных лоз, гроздьев фиников, чешуйки древесной коры и др. Среди анималистических мотивов встречаются сокол, гусь (египтяне представляли рождение солнца из яйца Великого Гоготуна), антилопа, обезьяна, рыба, цапля (священная птица Бену — олицетворение души Осириса, символ возрождения), жук-скарабей (символ бессмертия), змея (кольцо, образуемое змеей, держащей во рту свой хвост, — символ вечно восстанавливающегося мирового порядка) и др. Особо популярным было изображение жука-скарабея, он имел очень сложную и многообразную символику. Скарабей считался священным символом вечно движущейся и созидательной силы солнца, почитался знаком, приносящим счастье, заменял в мумии вынутое сердце. Художники Древнего Египта соединили изображения с иероглифической системой письма в форму линейного орнамента. По всей вероятности, линейное расположение орнаментальных элементов представляло египетскую идею бесконечности жизни. Декорирование предметов имело и знаковый смысл. Орнамент читался как буквенный текст, потому что он был основан на использовании общепринятых символов. Например: египетский крест анх прочитывался жизнь, изображение коленопреклоненной фигурки хех — вечность и др. Использовали египтяне и геометрический орнамент: прямые, ломаные, волнообразные линии, шашечный узор, сетки, точки и др. В целом же египетский декор обладает строгой, утонченной сдержанностью.
http://www.bibliotekar.ru/ornamenty/74.htm http://www.bibliotekar.ru/ornamenty/3.htm
Первые иероглифы, которые были использованы для обозначения слова «кот» и «кошка», относятся к пятой и шестой династиям египетских фараонов (около 2300 года до н.э.). Сегодня они расшифрованы как «минт» и «миу». http://kot-koshka.blog.ru/80834995.html http://blog.ru-egipet.com/?p=65 Религия Древнего Египта – одна из древнейших письменно зафиксированных религий в мире. Важнейшими чертами египетской религии являются политеизм (многобожие) и синкретизм (соединение черт разных богов в одном божестве). Иконография богов Древнего Египта именно эти черты очень явственно подчёркивает. Первоначально древнеегипетские боги, по всей вероятности, являлись воплощениями природных сил и явлений. В последующие периоды истории Египта они всё более получали человеческие черты. Иконография каждого божества показывает его суть и назначение.
Так, очень часто божеству из-за определённых свойств приписывалось некое животное, символизирующее для египтян эти свойства. Со временем боги получали антропоморфный облик. Ниже я выкладываю подборку рисунков богов Древнего Египта. Подборка эта взята из двухтомного издания Уоллиса Баджа The Gods of the Egyptians 1. Иллюстрация к мифу о сотворении мира. 2. Амон-Ра. 3. Бог Хеперу, восседающий в ладье. 4. Бог Атум. 5. Бог Атум, восседающий в своей ладье. 6. Бог Хеперу на троне. 7. Бог Тот, священный писец богов. 8. Лунный бог Ях. 9. Богиня Маат. 10. Прекрасная Нут в области небесной коровы 11. Богиня Сешат. 12. Богиня Хатхор в образе коровы, выглядывающей из-за горы некрополя Фив. 13. Богиня Хатхор в антропоморфном облике. 14. Богиня Нехбет в антропоморфном обике. 15. Богиня Уаджит в антропоморфном облике. 16. Богиня Бастет. 17. Нейт. 18. Херу-Ур. 19. Хор-па-херед. 20. Хармахис. |
Надежда Ионина 100 ВЕЛИКИХ КАРТИН ВСТУПЛЕНИЕ Искусство живописи восходит к глубокой древности. Началом его может считаться красивая легенда Овидия о коринфской девушке, которая на стене хижины рисует силуэт своего жениха. Долгое время, на основании свидетельств Аристотеля, Феофраста и других греческих философов, считалось, что живопись (подобно прочим искусствам) родилась в Греции. Впоследствии выяснилось, что в Египте тоже сохранились следы живописного искусства, но еще долгое время продолжали считать, что только в Греции искусство живописи достигло совершенства во всей своей идеальной, возвышенной и поэтической форме. Сами греки основоположником живописи (как и других искусств) считают Дедала, даже Павсаний упоминает о картинах, будто бы написанных этим мифическим героем. Однако первым греческим художником, имя которого дошло до нас, был Буларх. По свидетельству Плиния, огромная его картина, в колоссальных фигурах представлявшая «Битву Магнетов», была куплена на вес золота. Был художником и Панен — брат знаменитого скульптора Фидия. Многие греческие авторы (Плутарх, Страбон, Плиний и Павсаний) с восторгом отзываются о его картине «Битва при Марафоне», на которой греки и персы узнавали своих полководцев, участвовавших в этом сражении. Картина Панена удостоилась первой награды на Коринфских и Дельфийских играх. Великие полотна всегда являются зеркалом времени, в какую бы сложную аллегорическую форму ни облекал их художник. Вопрос заключается в том, что не каждая картина понятна зрителю с первого взгляда. Некоторые из них требуют пристального внимания, осмысления, определенной подготовки и знаний. Советский искусствовед Игорь Долгополов писал: «Попробуйте оценить сразу один из самых знаменитых холстов мира, например «Сдачу Бреды» Диего Веласкеса. Без расшифровки события, конкретного места, лица самого художника вы потеряете добрую половину... очарования картины. Это относится к любому шедевру мирового искусства, будь то «Ночной дозор» Рембрандта ван Рейна, «Свобода на баррикадах» Эжена Делакруа или «Боярыня Морозова» Василия Сурикова». Действительно, порой по уцелевшим обломкам старины, по долетевшим до нас в песнях и сказаниях мыслям и настроениям, в которых теплится искра жизни, художник воскрешает минувшее в его целом, изображает его как живую действительность. Мало того, изображение на полотне должно дышать такой «подлинностью», которая заставила бы зрителя поверить, что перед ним не выдумка художника, а наше родное прошлое, которое подчас становится и нашим настоящим. Всеобщий интерес к вопросам искусства, обнаружившийся в последнее время в нашем обществе, и вызвал к жизни эту книгу, посвященную великим картинам великих живописцев. Может быть, попытка составителей рассказать о ста шедеврах, о которых написаны уже тысячи томов на всех языках мира, покажется дерзкой и легкомысленной. Но мы хотели, преклоняясь перед силой творческого духа мастера, еще раз приобщить читателя к сокровищам этого искусства. Составители этой книги стремились познакомить своих читателей с самыми известными произведениями мировой живописи, представить ее историю в различных художественных формах и направлениях. Может быть, кому-то покажется, что мы выбрали не те картины или не тех художников. Тогда надеемся, что вдумчивый и любознательный читатель заинтересуется данным вопросом и сам продолжит эту увлекательную исследовательскую работу. ФАЮМСКИЕ ПОРТРЕТЫ
Египет навсегда останется богатой сокровищницей для всех веков и народов, для ученых многих отраслей наук, которых интересовали искусство, богатая культура, своеобразная природа этой страны. Так и Плиний Старший в своих трудах свидетельствует, что живопись получила свое название в Египте, где она была известна еще за 6000 лет до греков. Этим искусством занимался знаменитый Гермес Трисмегист, а ему его передал последний потомок Ноя. Древность живописи в Египте доказывается еще и тем, что Моисей в «Книге Бытия» запрещает народу израильскому подражать фигурам, рисованным египтянами. Эти свидетельства убеждают, что живопись в Египте уже в те времена была доведена до того совершенства, которое было связано с предписаниями. Так, например, религия древних египтян запрещала всякое изучение анатомии, а для изображения человека предписывала несколько известных нормальных поз, отклониться от которых художник уже не мог. К числу произведений древней египетской живописи относятся знаменитые фаюмские портреты, которые впервые были найдены в 1887 году при раскопках захоронений близ деревушки эр-Рубайат в Фаюмском оазисе. Впоследствии такие портреты стали находить и в других местах (Мемфисе, Аквинуме и т.д.), но по месту первых больших находок они все получили название «фаюмских». Единичные фаюмские портреты и до этого хранились в некоторых западных музеях, но внимание ученых они к себе почему-то не привлекали. Только после археологических находок в конце 1880-х годов в некоторых городах Западной Европы (Вене, Берлине, Париже и др.) были устроены выставки фаюмских портретов, и тогда портретами заинтересовались ученые. В настоящее время в музеях мира насчитывается более 600 фаюмских портретов, особенно первоклассные памятники собраны в Государственных музеях Берлина, Египетском музее в Каире, Лувре, Британском музее, в нашей стране такие портреты есть в Эрмитаже и Пушкинском музее изобразительных искусств.
Первые фаюмские портреты, как уже говорилось выше, были обнаружены археологами в пустыне Хавора, где находился некрополь эллинистического города Арсиноя (древнего Крокодилополиса). Фаюмский оазис, совершенно отделенный от долины Нила, не мог не создать в своей живописи чисто местных особенностей. После завоевания Египта сначала Грецией (IV век до н.э.), а потом Римом (30-е годы до н.э.) греки и римляне восприняли многие черты древнеегипетской культуры, между прочим, и культ мертвых со всеми его обрядами и непременным бальзамированием тел. Египтяне с древних времен покрывали лицо забинтованной мумии маской, в греко-римский период вместо маски они стали использовать портреты, написанные на доске или на холсте. Эти портреты они прикрепляли к лицу мумии так, что из бинтов, ее окружающих, была видна только голова изображенного на портрете человека. Другими словами, из небольшого отверстия среди бинтов, как из окошечка, выглядывало реалистически изображенное лицо покойного. Гробницы в Фаюмском оазисе и других местах были полуразграблены еще в древнее время, но оказавшиеся на мумиях живописные портреты (их было 94) от египетских старьевщиков-перепродавцов попали в руки венскому антиквару Теодору Графту. У него с ними познакомился известный египтолог и писатель Георг Эберс, который сразу же оценил историческую и художественную значимость фаюмских портретов. Потом к коллекции Т. Графта добавилось еще 40 портретов, найденных в 1887—1888 годы Флиндерсом Петри. Долгое время возникновение фаюмских портретов относили к эпохе Птолемеев (IV—I века до н.э.), однако некоторые специалисты предполагали, что фаюмские портреты появились во время римского господства в Египте. Было и еще одно мнение — что фаюмские портреты появились в первой половине I века нашей эры и существовали до IV века. В настоящее время окончательная датировка фаюмских портретов относится к 1—11 веку нашей эры.
Помимо чисто научного способа датировки портретов, время их исполнения помогли установить... прически. Мода на мужские и женские прически представляла в Римской империи вполне определенную величину. Эпоха правления каждого императора отмечалась новой модой в этой области, более того императрица или отдельная представительница императорского дома изобретали каждая для себя только ей свойственную прическу. Формы женских причесок в Египет привозились в виде моделей-головок. Если моды на мужские прически никогда не запаздывали, то модели тех или иных женских причесок в провинциях существовали гораздо дольше, чем в самом Риме. Это предположение ученых оказалось справедливым и для тех городов Фаюмского оазиса, которые не были центром Египта. Фаюмские портреты, как правило, исполнялись на доске, но иногда археологам попадались и портреты, написанные на холсте, а потом наклеенные на деревянную дощечку. Для этого чаще всего использовались устойчивые к гниению породы дерева — кедр, сикомора, пиния (итальянская сосна), кипарис.
Большинство фаюмских портретов (по крайней мере, самые ранние из них) выполнено в древней технике энкаустика — то есть красками на воске. Краски обычно наносились прямо на дерево, без предварительной ґрунтовки. Художники использовали разной величины кисти и каустерии — разогретые металлические стержни с лопаточкой на конце (их еще называют цестром). Работа была чрезвычайно сложной и трудоемкой, энкаустика требовала навыков и сноровки, поскольку никаких исправлений делать не позволялось. Краски нужно было наносить на навощенную доску расплавленными. Быстро застывающий воск образовывал неровную, богатую рефлексами красочную поверхность, что еще больше усиливало впечатление объемности изображения. Фон фаюмских портретов обычно всегда однотонный — от различных оттенков коричневого и серого до голубовато-стального. Эта сочная, прозрачная, насыщенная светом тональность позднее сменилась блеклостью и мертвенностью условно трактованных портретов. Любой из фаюмских портретов, как бы живописен он ни был, остается ритуальным, связанным с мумией. Это обусловило и передачу возраста в фаюмской живописи — смешанном греко-римско-египетском искусстве. Еще с эпохи Древнего царства в Египте существовали изображения юношей, людей среднего и преклонного возраста, и все же наиболее популярным видом изображения был некий вневозрастной, идеальный образ — в большинстве случаев юный, с застывшей на лице улыбкой.
В Копенгагенском музее хранится портрет мужчины, изображенного в расцвете сил. В таком же среднем возрасте находился и некий Деметрий из Бруклинского музея, хотя письменные источники свидетельствуют, что оба они умерли глубокими стариками. Из фаюмских экспонатов, находящихся в Пушкинском музее изобразительных искусств, лучшей является пелена с портретом мужчины. На ней (согласно принятой в Египте иконографии) изображен Анубис — древнеегипетский бог бальзамирования и проводник в загробное царство. Он представляет душу умершего на суд Осириса. Душа на этом саване имеет тот вид, который человек имел при жизни. Рядом стоит мумия этого же человека с маской на лице. Вся сцена, изображенная на погребальном саване, выдержана в египетском плоскостно-декоративном стиле, только фигура в центре составляет исключение. Умерший, по-видимому, был римлянином, и соответственно фигура, олицетворяющая его душу, написана почти по всем правилам искусства, близкого к греко-римскому стилю. Вся пелена написана по трафарету, какие в большом количестве заготовлялись ремесленниками, а центральная фигура, вероятно, была приписана позже. Особенно интересно на этом изображении лицо, написанное на отдельном куске холста и нашитое на пелену. Оно представляет собой портрет, написанный рукой весьма искусного мастера. Такие портреты писались по специальному заказу и позже прилаживались к трафаретным композициям на пеленах. Хранится в Пушкинском музее и так называемый «Портрет юноши», на котором изображен смуглый красавец. Твердые черты лица, смелый разлет бровей, огромные горящие глаза его выражают темперамент горячий, может быть, даже необузданный. Четкий, словно литой из бронзы силуэт, подчеркнутый в колорите контраст, сочетающий белый, темно-коричневый и черный цвета, —все это усиливает внутреннюю напряженность образа. Портрет этот, видимо, был написан для погребения, однако золотой фон нанесли тогда, когда доска была уже вставлена в бинты. http://lib.rus.ec/b/130085/read
(ссылка)
НЕФЕРТИТИ Древнеегипетская царица, жена фараона Аменхотепа IV, известного в истории под именем Эхнатона. В 1912 году в Амарне были найдены поэтичные, тонкие скульптурные портреты Нефертити, созданные мастером Тутмесом. Хранятся в музеях Каира и Берлина. http://www.liveinternet.ru/users/gold-a/tags/%E5%E3%E8%EF%E5%F2/
(ссылка) Древний Египет(3000 до н.э. - 200 н.э.)Изида принимает Рамзеса III и его сына. Роспись из гробницы Амен-хер-Хопшефа XX династия. Долина цариц,Фивы. Придворная церемониальная одежда фараонов Нового царства У фараона (в середине) воротник с расширяющимися концами, туника и королевская набедренная повязка. Основным признаком одежды в период древних культур является её неизменяемость, постоянство и однообразие, но уже в те далекие времена мы видим техническое совершенство одежды, точно рассчитанные выкройки, вполне совершенные ткани и большое изящество в обработке платья. Общий вид и каждая деталь египетской одежды подробнейшим образом продуманы, здесь нет ничего случайного. И хотя весь костюм построен на контрастах, однако это не снижает его выразительности, гармоничного целостного впечатления. Фигура человека в египетских памятниках всегда точно геометрически стилизована и вместе с ней всегда неизменно стилизована и одежда. В этой стилизации замыслы моды проявлялись весьма выразительно. Может быть, даже более резко, чем это было в действительности. Египетские художники и скульпторы учились искусству стилизации в дворцовых школах при храмах. Оно было предписано определенными канонами, установленными традициями и точными нормами, которые никогда не нарушались. Эта ясность и точность изображения во всем касалась и изображения одежды. Египетская одежда на протяжении многих столетий остается неизменной, в четвертом тысячелетии она остается такая же, как во втором. В принципе речь идет только о двух типах одежды: мужской и женской. Только её отделка означает разницу между отдельными общественными классами. Но и здесь действуют точные законы. Мужчины в период Древнего и Среднего царства носили простую набедренную повязку, туловище было свободно от одежды. И именно из этой простейшей повязки, выполняющей функции «фартука» (это была и рабочая одежда), стала складываться одежда, «положенная» сильным мира сего - королям, богам и их свите. Набедренное прикрытие у них мягко собрано в складки, оно украшено цветными поясами, а его передняя часть расширяется книзу в виде треугольника, украшенного геометрическими узорами. В живописи и скульптуре красиво контрастируют белая набедренная повязка и коричнево-красный цвет мужского тела. Цвет кожи для изображения мужских фигур был точно установлен. В отличие от мужчин женщины и рабы имели кожу другого определенного цвета — желтого. Все здесь четко предписано и строго выполняется. Женское платье Древнего и Среднего царства также чисто функционально. Это платье «шито по мерке» из тонкого полотна. Оно представляет собой как бы тесно облегающий «футляр» (позднее эта одежда стала называться каласирис(kalasiris), точно обрисовывающий фигуру, поэтому существует предположение, что платья были вязанными. Одежда разделялась на юбку и жилет. Юбка своей длиной (доходит до половины икры) и высоким поясом подчеркивает стилизованную женскую фигуру: идеалом является высокая, стройная, плоская брюнетка с тонкой талией и широкими плечами. Юбка плотно облегала икры, не позволяя делать большие шаги, а это означает, что и походка была строго предписана. Жилет состоял из двух широких бретелек, завязанных, как правило, только на плечах, оставляя грудь обнаженной; но эта натуралистическая подробность не выставляется напоказ (как, например, позднее в критской моде), этот натурализм сдержан и в первый момент ускользает от внимания. Строгая стилизация фигуры и наряду с этим натуралистическая деталь — такое сочетание в истории моды встретится ещё неоднократно; чем более стилизована одежда, тем более выразительна натуралистическая деталь. Египетские стилизация и натурализм особые. По сравнению с позднейшими аналогиями (например, испанская мода периода маньеризма, мода поздней готики и рококо) кажется, что в данном случае речь идет о каком-то завершающем этапе предшествующего развития. Не является ли египетская мода как бы высшей стадией несохранившейся предшествующей «моды неолита»? Обратим внимание на все изящные детали египетской моды. Мужская и женская одежда основана на контрасте как цвета, так и материала. На мягком гладком материале женской одежды или на обнаженном теле выделяются рельефные цветные полосы фаянсовых бус (чаще всего синих и зеленых цветов), которые образуют как бы воротник и дополняют мужскую и женскую одежду. Красочные украшения контрастируют чаще всего с белым цветом одежды, колоннообразные фигуры — с густыми черными волосами или париками, геометрически обрамляющими лицо. Египтяне гримировались, как мужчины, так и женщины, и согласно установленной традиции подкрашивали глаза, брови и губы. В период Нового царства мы встречаемся с новой стилизацией одежды, с еще большей роскошью и разнообразием красок. Привлекательность и очарование становятся обязанностью и правилом египетских канонов моды. Об искусстве того времени говорят, как о женском искусстве. Каласирис, положенный до сих пор только женщинам, носят теперь и мужчины. Новой частью одежды является теперь верхний плащ; собственно это как бы шаль, мягко собранная в складки поверх жилетки и перекрещенная на груди, отчего образуются короткие рукава. В этой новой одежде мы опять видим стилизованный треугольник. Он проявляется в изображении юбки, имеющей в своей передней части вид колокола, и в форме рукавов. Однако теперь речь идет не о форме чисто геометрической, а скорее о стилизованном лотосе. Изящную египетскую одежду дополняют драгоценности. Египтяне знали чеканку и гравировку, они умели обращаться с драгоценными камнями и их заменителями. Именно в Египте возникли все виды украшений из драгоценных камней (перстни, броши, серьги, браслеты, диадемы). Египетское ювелирное искусство, как со стороны техники, так и художественной выразительности, собственно никто и никогда не превзошел. Оно положило начало и нашему сегодняшнему ювелирному искусству. Египетские драгоценности, египетская мода, как и всё искусство Египта в целом, почти во все времена были привлекательны своей таинственностью и стариной, а в наше время они, в прямом смысле слова, пережили свое возрождение. В двадцатых годах нашего века внешние события повлияли на возрождение египетской моды (открытие гробницы Тутан-хамона в 1920 году). Сегодня общая линия египетской моды привлекает как творцов салонной моды, так и хиппи - единством тела и одежды, идеалом стройной, плоской фигуры с длинными ногами, стилизацией головы и прически, броской гримировкой лица и изящным подчеркиванием некоторых открытых частей тела. Сегодняшний ренессанс египетской моды является выражением антиклассических тенденций всей нашей эпохи и проявлением его в одежде. Ханонтон. Деревянная фигурка, XIX династия. Египетский музей, Каир. Знатная женщина с высоким париком, одета в каласирис из мягкой шелковой ткани. Фараон Менкаура с богинями, IV династия. Египетский музей, Каир. У богинь парики, типичные для периодов Древней и Средней империи, прилегающий каласирис. У фараона на голове митра Верхнего Египта, на нем набедренная повязка. Нофрет, жена принца Рахотепа. Деталь скульптуры из Медума, IV династия. Египетский музей, Каир. У королевы парик, типичный для периода Древнего царства, она одета в нижнюю одежду с бретельками и гладкий прилегающий каласирис из белого материала. Дочери Джехутихетепа. Настенная живопись, XII династия. Прическа периода Древней и Средней империи, украшенная цветами лотоса; на них туники с бретельками, обнажающими грудь. Богиня Изида провожает королеву Нефертари в загробный мир. Роспись из гробницы Нефертари, XVIII династия. Нефертари (слева) в белом каласирисе с золотым воротником, на голове у неё символы королевской власти, богиня Изида (справа) в прилегающем узорчатом платье. Королева Нефертари во время молитвы. Роспись из гробницы Нефертари, XVIII династия. Фивы. У королевы на голове символы королевской власти - головной убор с грифом, одета в белый плиссированный каласирис. Погребальное шествие. Роспись из гробницы Paмозa,XVIII династия. Фивы. На рабах короткие белые набедренные повязки, типичная одежда в краях жаркого климата. Семитки. Роспись из гробницы управляющего Хнемхотена, XII династия. Бени Хассан. Короткий каласирис простого покроя из узорчатой синей, зеленой и красной ткани,вероятно, набивной. Слуги Себехотепа. Роспись из гробницы Себехотепа, XVII династия. Фивы. Короткие парики, туники с рукавами из легкой белой льняной ткани, набедренная повязка. http://www.liveinternet.ru/users/gold-a/tags/%E5%E3%E8%EF%E5%F2/
(ссылка) «Вспомним женщину-фараона Хатшепсут, по количеству проведенных благих реформ царствование ее превосходило многих фараонов. И не она ли своим мудрым управлением подготовила победы Тутмоса III?». «…Женщина, дающая жизнь народу, должна тоже иметь право располагать его судьбой. Женщина должна иметь право голоса. Если бы женщина была принята, как заповедано, то Мир был бы иного насыщения. Так, только утверждение закона бытия может вернуть человекообразие».
Египетская царица Хатшепсут (1525-1503 гг. до н.э.) вошла в мировую историю как первая великая женщина-политик. Двадцать два года она полновластно правила страной, и царствование ее было временем культурного и экономического расцвета Египта. Хрупкая и миниатюрная, с характерным очертанием узкого лица, высоким лбом и широко расставленными, удлиненными краской глазами, она всегда изображалась с накладной бородкой и в мужском одеянии, так как фараон – живой Бог на земле, воспринимался подданными только как мужчина.
Время правления фараонов XVIII династии, к которой принадлежала и царица Хатшепсут, - было самым блестящим временем египетской монархии, когда, победив пришельцев гиксосов, Египет сумел подчинить себе и население Нубии и Малой Азии до берегов Евфрата. Изгнание гиксосов и покорение соседних стран наложило своеобразный отпечаток на жизнь Египта. А гордое сознание ведущего международного положения выразилось в стремлении египтян прославить крепость и мощь вновь расцветшего государства строительством новых храмов. ДОЧЬ СОЛНЦА «Хатшепсут должно быть имя моей дочери (долженствующей родиться)… Она будет прекрасной царицей надо всей этой страной», - произносит величайший из богов Египта Амон-Ра при расставании с царицей Яхмес, свидетельствует надпись в храме в Дейр-эль-Бахри. Ведь согласно воззрениям египтян, «великая жена» правящего фараона рождает престолонаследника от самого Бога, который является к ней в облике ее супруга. А самый первый фараон царской династии стал наследником солнечного божества Ра, от того ее и прозвали солнечной. «Дочь Солнца» - Хатшепсут (имя в переводе означает «первая из почтенных») была наследницей земного отца – Тутмоса I. Еще при его жизни ее выдали замуж за единокровного брата, будущего Тутмоса II. Слабый здоровьем, этот фараон рано умер, оставив Хатшепсут двух дочерей-наследниц – Нефрура и Меритра-Хатшепсут. У Тутмоса II был и сын, будущий Тутмос III, рожденный Исидой, женщиной не царского рода. Так, после смерти царствующего фараона на престоле одновременно оказались Тутмос III и Хатшепсут. Современник Инени сообщает об этом так: «Царь (Тутмос II) взошел на небо и присоединился к богам; сын его (Тутмос III) стал на его место как царь обеих земель (1); он царствовал на престоле того, кто породил его. Сестра его, Божественная Супруга Хатшепсут, занималась делами страны двух земель по собственным предначертаниям. Египет работал, склоняя голову перед ней, прекрасным божественным семенем, исшедшим из бога. Она была канат, которым тянут Север, и столб, к которому прикреплен Юг; она была совершенный кормчий у руля Севера, госпожа, которая отдает распоряжения, чьи превосходные начертания умиротворяют обе земли, когда она говорит…» (2). Между вторым и пятым годами царствования Хатшепсут при поддержке двора становится полноправным фараоном. Этот переворот, не отнявший у Тутмоса III ни царского титула, ни жизни, отодвинул его в тень, поставив на первый план царицу. Носившая до сих пор лишь титул «великой царской жены», она получает все знаки отличия, подобающие царю. Ее назвали «женским Гором» (3) и слово «величество» получило женскую форму. Происшедшая революция во власти прошла столь деликатно, что подданные этого и не заметили. Однако положение женщины-фараона было достаточно затруднительным, так как на троне привыкли видеть только мужчину. И Хатшепсут вынуждена была распорядиться всегда изображать себя в традиционном царском мужском костюме: коротком переднике, плетеном поясе на бедрах, который спускается в виде хвоста, и с приставной бородкой. Тронное имя ее, данное еще при Тутмосе I, тоже было му жским – Мааткара, что означает «Истина – это ка (4) Ра». Для того, чтобы воскресить великую «Дочь Солнца» из забвения, понадобились десятки лет кропотливого труда ученых-археологов, начиная с середины XIX века. Год за годом они собирали по крупицам и воссоздали рельефы, статуи, архитектурные элементы. Деяния царицы Хатшепсут были оценены по достоинству лишь в ХХ веке. Ученые пришли к выводу, что первая знаменитая женщина-фараон обладала незаурядной энергией, гибкостью ума и терпением, чтобы, несмотря на все затруднения удержаться на престоле и созидать во славу богов Египта и процветания родной страны. http://www.liveinternet.ru/users/gold-a/tags/%E5%E3%E8%EF%E5%F2/ Растительный орнамент. Египет. Иллюстрации из книги Г.Л. Маккэлэм "4000 мотивов. Цветы и растения".
|
|
|
Мой любимый блог : http://desti2010com.blogspot.com/ http://desti2010blogspotcom.blogspot.com/ Посетите DeStI ! |